RSS    Реклама на сайте

Реклама

Читатели рекомендуют



ААА

Статья из газеты Новокузнецк от 26.04.2012

Настоящий тушила

30 апреля – День пожарной охраны России. Он празднуется уже в 363-й раз, а для Новокузнецкой пожарной охраны города нынешний год юбилейный – 80 лет назад образовалась пожарная охрана Кузнецкого металлургического комбината.

Профессия пожарного, конечно же, мужская, но нигде, даже в таком деле, как борьба с огнём, не обходится без женщин.

Елена Смирнова 18 лет отработала в Центральном пункте пожарной связи службы пожаротушения Новокузнецка. Пришла в «01» радиотелефонистом и дослужилась до начальника Центрального пункта пожарной связи, получила звание майора внутренней службы. Сейчас Елена Ивановна в отставке, но продолжает служить своему делу – помогать людям в чрезвычайных ситуациях. Она – начальник Единой дежурно-диспетчерской службы управления защиты населения и территории Новокузнецка, которая тесно контактирует с Центральным пунктом пожарной связи.

– Елена Ивановна, что же привело Вас в совсем не женскую профессию?

– С самого начала я и не думала работать в пожарной охране. Трудилась учителем математики в школе, и мне нравилось. Но так сложилась жизнь, был необходим другой график работы. Отец предложил пойти в пожарную охрану. Сутки через трое – это мне как раз подходило. А вообще, я из семьи пожарного. Отец был замполитом отряда по охране ЗСМК от пожаров. Ещё девочкой я присутствовала на всех культурных и спортивных мероприятиях пожарной службы. Был даже период, когда наша семья жила в здании пожарной части. Так что моя жизнь с самого детства была связана с «01».

– Расскажите о специфике работы диспетчера пожарной службы.

– Диспетчер – это тот человек, который принимает на себя первый удар. Люди звонят в панике, и вся психологическая тяжесть ложится именно на него. При этом нужно сработать оперативно, чтобы помощь пришла как можно быстрее: за секунды выслать необходимые силы и средства к месту происшествия.

Сигналы отрабатываются оперативно, на Центральном пункте в смене работает слаженная команда. Пока один принимает сигнал, другие уже отправляют силы и средства помощи, вызывают необходимые службы жизнеобеспечения: «Скорую помощь», полицию…

Диспетчерская работа, может быть, особо не видна. Чаще о нас вспоминают, когда считают, что пожарные поздно приехали. Когда помогли – все довольны, а если что-то не так – виноваты огнеборцы. Не зная сути работы и риска, люди иногда плохо отзываются о действиях пожарных. Например, говорят, что на возгорание приехали без воды. Такого не может быть. Если выезжают две машины, то первая занимается тушением, другая становится на водоисточник, её оперативная задача – обеспечить бесперебойную подачу воды. А люди считают, что приехали пустые и сразу встали заправляться. Кажется, мелочь, но очень обидно. Нам известно, как ребята ежеминутно рискуют жизнью. Никогда не знаешь, что поджидает за дверью, иногда пустяк оборачивается бедой. У пожарных есть высшая похвала – «настоящий тушила». Это специалист в своём деле, человек, который, не задумываясь, идёт на риск, приходит на помощь тем, кто рядом с ним плечом к плечу в боевом расчёте. Много у нас хороших пожарных, но звание «настоящий тушила» заслужить нелегко.

Гордость за наших огнеборцев есть всегда. И приятно, что толика в их работе приходится и на нашу диспетчерскую службу.

– Есть немало любителей пошутить с «01». Часто приходилось сталкиваться с ложными вызовами?

– Ложных звонков очень много. Опытный диспетчер, пока принимает звонок, по интонации, часто интуитивно, может определить «шутника». Диспетчер – это и психолог, и оперативник, иначе быть не может. Мы-то знаем, чего может стоить такой ложный звонок…

Мне запал в душу один случай. На Запсибе поступил сигнал о пожаре в 13-м микрорайоне, туда отправили машины из пожарной части района и ЗСМК. Через несколько минут забили тревогу на 18-м квартале, в совсем другой стороне. Одну машину перенаправили с 13-го, ещё одну выслали из Новоильинки... Из-за того, что машины выехали не из части и время было потеряно, погибли два человека, муж и жена… В этот день их дочь родила двойню. Я тогда представила себе молодую женщину с двумя маленькими детьми, которая в одночасье потеряла и родителей, и жильё...

Общаясь с детьми, проводя профилактическую работу, мы всегда говорим: прежде, чем пошутить, подумайте – кому-то это может стоить жизни.

– Как Вы справляетесь со стрессом?

– Сейчас создаются комнаты психологической разгрузки, в 11-м отряде уже есть такая – музыка, рыбки, успокаивающая обстановка… А ещё наши мужчины, офицеры службы пожаротушения, подарили женщинам вибротренажёры, чтобы могли расслабиться во время трудового дня. Жаль, что работы бывает так много, что за смену нет времени всем этим воспользоваться, в пожароопасный период случается свыше 60 выездов в сутки.

– ЕДДС. В чём особенность этой службы?

– Сейчас служба на стадии становления, развития. В будущем это единый номер для вызова оперативных служб, принимающий сигналы о чрезвычайных ситуациях, происшествиях, где необходимо проведение аварийно-спасательных работ. Из единого диспетчерского пункта информация передаётся специализированным службам. Это, можно сказать, аналог американской службы «911». Согласно постановлению правительства, к 2017 году номер «112» должен заработать по всей России.

Основные вопросы ЕДДС решает уже сейчас. Оперативный дежурный держит на контроле все чрезвычайные ситуации и ежесуточно передаёт сводку по всем происшествиям руководителям города. То есть сюда стекается информация от всех оперативных служб города.

– Как Вы оцениваете введение единого номера «SOS»?

– Это нововведение нужно людям. Любое происшествие всегда требует участия нескольких служб. Когда звонок поступит в единую службу, она направит на помощь всех, кого необходимо, что сделает работу более системной, более эффективной. Но для этого необходимо автоматизированное рабочее место диспетчера, чтобы как можно быстрее передать сигнал по назначению.

– Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Пожелаю сухих рукавов. Это означает, что не придётся выезжать, не придётся тушить. На слова «пожарный спит», мы отвечаем: «Страна богатеет». Ну, и, конечно, пожелаю здоровья и благополучия в семье. Потому что надёжный тыл – это важно.

Наталья Казакова

Фото Марины Герман

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Система Orphus  Читай наши новости на